Каталог статей

Главная » Статьи » Дети, Семья, Воспитание » Дети-сироты

ПОДАРИТЕ РЕБЕНКУ СЕМЬЮ
О проблемах детства мы вспоминаем не столь уж часто – в Международный день защиты детей, например. При этом не особенно вдаемся в подробности, как и от чего ребенка надо защищать. Почему-то в последнее время правозащитники и свободозащитники неизменным молчанием обходят одно право – право ребенка иметь семью. «Счастье – это жить в семье. Каждый должен жить в семье».  - Эти слова сказаны семилетней Викой, воспитанницей московского детского дома коррекционного типа № 26, который в течение нескольких лет работает по системе патронатного воспитания и дает ребенку реальный шанс обрести семью.  Что такое патронатное воспитание, в чем его особенности? Об этом мы беседуем с заместителем директора по патронату Сальниковой Ольгой Алексеевной.

- Неутешительные цифры статистики свидетельствуют о том, что в последние годы положение детей в обществе катастрофически ухудшается.

- Действительность такова – и это ни для кого не секрет, -  что число сирот в России неуклонно растет. Если в 1993 году их количество составляло 500 тысяч, то по данным  2003 года их насчитывалось уже 700 тысяч. С тех пор число выявленнных детей, оставшихся без попечения родителей (так называемых «социальных сирот»), возросло в 2 раза. В 15 раз возросло количество детей, оставленных в родильных домах.
«Синдром сиротства», кроме неблагополучия в российской семье, показывает и уровень цивилизованности государства. В начале третьего тысячелетия в России насчитывается столько сирот и беспризорников, сколько было в годы Гражданской войны в начале прошлого века. Казенных учреждений для устройства таких детей не хватает, ежегодно их нужно открывать не менее 150, и только в Москве – не менее двух.

- Ольга Алексеевна, вы работаете в довольно благополучном детском учреждении – дети в московских детских домах, живущие на полном государственном обеспечении, имеют хорошие бытовые условия, шестиразовое питание, возможность выезжать летом на юг. Как Вы сами отмечали, эти дети порой более обеспечены, чем дети в семьях. И все-таки мы говорим о семье, и заботы патронатной службы направлены на то, чтобы устроить ребенка с семью.
 

- Причин для такой заботы много.  Известно, что выпускники детских домов и интернатов очень сильно отличаются от детей, выросших в семье. Такие дети инфантильны, равнодушны к своей судьбе, не способны трудиться, делать над собой усилия, планировать свою работу и жизнь в целом. У молодых людей не развит социальный интеллект, они страдают отсутствием привязанности, не способны любить. Такие люди не могут впоследствии создать полноценную семью и, зачастую, можно наблюдать явление, которое носит название «вторичное сиротство». То есть дети, рожденные в семьях выпускников сиротских учреждений, сами оказываются в детских домах.
В условиях коллективного воспитания ребенка в детском доме, как бы мы ни старались, адаптировать ребенка к жизни так, как это делает семья, мы не можем. По статистике, только 20 % выпускников детских домов и интернатов могут успешно социализироваться в жизни. 70 % вступают на криминальный путь, у 10 %  наблюдались попытки суицида. Количество таких детей продолжает увеличиваться. Можно примерно представить, в каком обществе будут жить наши с вами дети и внуки.
Но, наверное, мы не должны делить детей на «своих» и «чужих». Это не правильно, потому что эти дети не виноваты в том, что им не повезло родиться в семье, где они были бы окружены заботой и любовью. Нас, взрослых, больше, и мы  - сильные и умные, а значит, это в наших силах -  изменить судьбы этих детей.

- А о чем свидетельствует опыт патронатного воспитания?
- В нашем детском доме № 26 создано 8 патронатных семей. В них воспитываются дети от 4 до 16 лет. Дети успешно развиваются, посещают детские сады и школы, а также различные кружки и секции.
Мы видим, как растут и меняются наши дети, видим, сколько возможностей открывается им для успешного развития.
Практика показывает, что по сравнению с сиротами, оставшимися в детском доме, дети, помещенные на воспитание в семьи, очень быстро давали позитивную динамику в развитии. Сама атмосфера семьи – атмосфера любви и ответственности – обеспечивает чувство стабильности и защищенности, формирует чувство доверия к миру. Мы видим высокий темп развития детей уже в первые месяцы жизни в семье: улучшается речь, расширяется кругозор. Ребенок становится эмоциональнее, у него формируется чувство уверенности. Дети меньше болеют, у них исчезают страхи и агрессия.

- А чем конкретно патронатное воспитание отличается от других форм устройства ребенка-сироты в семью?
- Наряду с уже известными формами устройства детей-сирот (усыновление, опека, приемная семья), существует еще одна, более гибкая форма, - патронатное воспитание. При патронате ребенок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна в отношении ребенка у органа опеки и попечительства. То есть ребенок числится за детским домом, а живет и воспитывается в семье патронатного воспитателя.
Данная форма семейного устройства ребенка-сироты имеет ряд преимуществ. Во-первых, на данную форму воспитания может быть оформлен ребенок, не имеющий социального статуса, на установление которого зачастую уходит немало времени. Во-вторых, ребенок сохраняет за собой все льготы, положенные сиротам (бесплатный проезд в транспорте, право на предоставление жилплощади при достижении 18-и летнего возраста, льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения). Детский дом, в котором числится ребенок, регулярно обеспечивает его одеждой и обувью по сезону; ребенок имеет возможность выезжать на летний отдых и отдых в каникулярные дни с детьми детского дома; специалисты службы патронатного воспитания детского дома (социальный педагог, психолог, врач, учитель-дефектолог, логопед) осуществляют сопровождение семьи, в которой воспитывается ребенок, оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях.
И, наконец, патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка в своей семье, получает заработную плату (три минимальных оклада) и деньги на питание ребенка из расчета 96 рублей в день.

- А что, на Ваш взгляд, самое главное для тех, кто примет решение стать патронатным воспитателем?
- Самое главное – это внутренняя готовность человека. Это решимость оставаться рядом с ребенком, быть с ним вместе, что бы ни случилось.
- То есть вы заранее знаете, что дети, которых вы отдаете в семьи, простыми не будут?

- В любом случае это будет сложный ребенок, и воспитатель должен быть готов к этому. Задача взрослого – принять ребенка таким, какой он есть: его личность, характер. Мы можем что-то корректировать, передавать какие-то навыки, умения. Но характер уже есть.

- Но ведь вы уже знаете характеры, темпераменты ваших воспитанников и можете учитывать это при создании патронатной семьи?

- Всегда остается элемент непредсказуемости. Да, мы знаем наших детей, но мы не знаем, как может повести себя ребенок за стенами детского дома.

- А каким образом вы наблюдаете детей, переданных на воспитание? Как осуществляется «обратная связь» с патронатной семьей?
- Раз в три месяца мы приглашаем воспитателя с ребенком в детский дом, где наши специалисты (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог) обследуют ребенка, следят за тем, как он развивается, дают рекомендации. Если необходимо, мы встречаемся чаще – либо реже, если ребенок дает положительную динамику. Патронатное воспитание – это всегда индивидуальная работа с семьей, в которую помещен ребенок.
Три-четыре раза в год все патронатные воспитатели со своими детьми собираются в детском доме за круглым столом и обсуждают накопившиеся проблемы, обмениваются опытом. Практика показывает, что проблемы у всех почти одни и те же, и при такой поддержке и возможности обмена опытом патронатный воспитатель не чувствует одиночества и «брошенности», что зачастую происходит при таких формах семейного воспитания как усыновление и опека.

- И все-таки, с какими реальными трудностями вы сталкиваетесь?
- Самое сложное, что иногда встречается при патронате – закрытость воспитателей, нежелание рассказывать о проблемах в семье.

- А что самое отрадное?
- Дети зачастую довольно быстро привязываются к своим воспитателям, начинают называть их папами и мамами, дедушками и бабушками. Но пройдет довольно много времени, не один год, прежде чем характер ребенка изменится настолько, что его можно будет сравнивать с «домашними» детьми. В этом деле главное – терпение.
Конечно, труд человека, принявшего в семью ребенка-сироту, нелегок. Но мы очень любим и ценим всех наших сотрудников – патронатных воспитателей. Низкий им поклон за их доброту и душевную щедрость! И мы очень надеемся на то, что с каждым годом количество таких людей будет расти, а наши дети

Беседовала И. Новосельская (МЕЛАДЗЕ )




Категория: Дети-сироты | Добавил: Администратор (13 Апреля 2010)
Просмотров: 8108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость
«Адвокат Куприянов» - Главная страница